Previous Entry Share Next Entry
Я человек без убеждений
nazar_nikolaev

Мы верили, мы знали – победим!

Именно так начал свой комментарий один из читателей новостного портала, выражая своё отношение к многоплановой битве за главный памятник страны - мавзолей создателя мощнейшего русского государства В.И. Ленина.

Автор комментария Виктор Гущин, ясно и доступно, не стыдясь и даже с гордостью заявил таким образом, что у него нет никаких убеждений в общественно-политической сфере, где по-настоящему реально и серьёзно ведётся противостояние добра и зла, а потому различные вопросы русской духовности и русского наследия ему не понятны и не интересны. Ему важнее заниматься конкретными делами, к чему он в итоге и призвал пользователей ресурса, воскликнув: "Давайте, наконец, делом заниматься!"



На мой взгляд, это очень любопытное высказывание, затрагивающее целый ряд взаимоувязанных фундаментальных вещей, агрессивное упрощение которых поздним советским и нынешним постсоветским истеблишментом, подхваченное многочисленной армией «политических экспертов», существенно вредит отечественной способности переламывать негативную реальность и утверждать другую не иждивенческую и не потребительскую человечность и государственность.

Согласно "Толковому словарю русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, слово "убеждение" имеет два значения: процессуальное и материальное. В данном случае нас интересует не процесс убеждения, а само убеждение как внутренняя структура личности, как наличие у человека прочно сложившегося мнения, уверенного взгляда на что-нибудь, точки зрения. В этом значении, убеждённый человек – это человек твёрдо уверенный в чём-нибудь, выражающий уверенность. В качестве примеров употребления приводятся следующие словосочетания: политические убеждения; отстаивать свои убеждения; убеждён в своей правоте; убеждённо доказывать что-нибудь; непоколебимый в своих убеждениях.

Википедия нам говорит, что убеждение – это элемент мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, в своих знаниях и в оценке реальной действительности. Одновременно она раскрывает одно из главных свойств убеждений – они направляют поведение и волевые действия человека. Высшую степень убеждённости у многих олицетворяет вера.

Другое главное нераскрытое в Википедии свойство убеждений – это служение самостоятельным центром человеческой активности. Именно убеждения толкают человека на поступки. Именно они делают его творчески активным. Они стоят над человеком, освещают его путь и ради них он способен на жертву.

Не даром знаменитый и вечный итальянец Томмазо Компанелло, проведший около тридцати трёх лет в тюремных застенках испанских властей, страдавший от жестоких пыток и ужасных условий заключения, говорит в «Городе Солнца», имея в виду самого себя, о Философе, способном доказывать верность своим убеждениям, а значит, и верность их самих, даже путём испытания жесточайшей пыткой.

В указанном комментарии автор основывает свою политическую и духовную безубеждённость (а мы знаем, что одна вытекает из другой и друг без друга не существует) профессией политического эксперта, в силу которой он ориентирован на научное прогнозирование политических процессов, которое в свою очередь, якобы, и запрещает ему иметь какие-либо убеждения. При этом его деятельность основана на признании объективного (т.е. не зависящего от воли каждого из нас, идущего самостоятельно, самим-собою и неуправляемо) процесса развития и оценки различных реальных фактов политической жизни с точки зрения содействия этому процессу или его помехи.

Не буду касаться нагромождённой здесь мути о научном прогнозировании и объективном развитии человеческих сообществ. Меня интересуют сейчас только убеждения.

Объявляя себя в роли судьи и оракула политических процессов, наш герой, то ли от незнания, то ли от большого лукавства забывает, что даже судьи не свободны от убеждений. Более того, они по закону обязаны их иметь и отстаивать. Возьмите, например, в руки Уголовно-процессуальный кодекс РФ и вы узнаете, что судья обязан принимать решения именно по своему внутреннему убеждению, руководствуясь законом и совестью. Ну а какая совесть без нравственных, политических и профессиональных убеждений?

Когда у судьи нет убеждений и веры, когда он чистый лист, на котором пишет любой встречный, когда он не на войне за свою человеческую честь и совесть, то вероятность вынесения им правдивого и справедливого приговора в условиях вечного соблазна удовлетворения сторонами его многочисленных "объективных" потребностей стремится к нулю. Это уже не судья, а коммерсант в худшем понимании данного слова.

Можно привести бесконечное количество примеров коммерческого безумия должностных лиц. Безумия, не входящего ни в какие рамки, когда самые чистые из чистых «вдруг» оказались падкими на всё, что касается порочной материальности. Примеров, когда нет никаких высоких идеальных ценностей и убеждений – пусть даже не совпадающих с нашими или прямо противоположных.

«А что такое человек, отключенный от высокого? Если он подключен к энергии убийств и разрушений, то это просто машина зла. А если он ни к чему не подключен, то это такая амеба, жадно пожирающая окружающую ее среду и ни на что больше не способная.» (С. Кургинян).

Я не даром взял в эпиграф слова гимна великой Победе. Без убеждения, без веры у нас нет и не может быть победы. Мы без них погибнем, сожрём друг друга или, в лучшем случае, как-то будем еле-еле сосуществовать пока окончательно не разложимся и не сдадим свою территорию и суверенитет.

И здесь не поможет пустой безыдейный призыв "Давайте, наконец, делом заниматься!". Здесь не поможет голая рациональность, ибо она есть один из признаков шизофрении. Здесь не поможет и упёртая послевоенная мечта «просто жить». Думать пора нам, а не трясти.

«Я никогда не был беспартийным. Мне было двенадцать лет, когда я впервые пришел в комсомольский клуб записываться в детскую коммунистическую группу. Мне было четырнадцать лет, когда комсомольский военорг впервые послал меня в чоновский караул к вещевому складу. Мне было восемнадцать лет, когда собрание ячейки приняло меня в кандидаты партии. Я не успел быть беспартийным...

С детства я ощущаю себя патроном, зажатым в обойме и ожидающим нажима курка. Я не умею иначе жить» (Борис Горбатов «Моё поколение»).

По-другому не вытанцовывается в наше неспокойное время…



  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal восточного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Без убеждений жить, конечно, легче, но на душе противно.

И самое интересное, что от принципа "без убеждений" человек очень быстро приходит к принципу "чего изволите-с".

  • 1
?

Log in

No account? Create an account